Система менеджмента качества

В компании разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).

Для подтверждения полноты и эффективности внедрения, компания прошла процедуру сертификации системы менеджмента качества в органе по сертификации, аккредитованном Госстандартом. Аудит показал, что деятельность НПП «Резонанс» в области разработки, производства и обслуживания автотракторной электроники полностью соответствует стандарту ISO 9001:2008.

Приведем ответы на наиболее часто возникающие вопросы потребителей, касающиеся системы менеджмента качества предприятия.

1. Почему вами было принято решение о внедрении системы менеджмента качества?

Решение о внедрении системы менеджмента качества было принято в 2002 году. Наблюдалось увеличение числа претензий и рекламаций со стороны потребителей нашей продукции несмотря на высокую квалификацию, опыт и добросовестное отношение к работе подавляющего числа сотрудников предприятия. Причина этого заключалась в неэффективной системе системе менеджмента качества.

С другой стороны, наши заказчики, включая Уральский и Горьковский автомобильные заводы, Мотовилихинские заводы, ОАО «Промтрактор» и другие, непременным условием развития сотрудничества ставили внедрение и сертификацию системы менеджмента качества.

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества является также обязательным условием для поставки продукции на рынок стран Европейского союза. В противном случае осуществление поставок возможно только через сертифицированных посредников.

2. Как долго компания разрабатывала и внедряла систему менеджмента качества? Какие изменения произошли на предприятии за это время?

Разработка и внедрение системы менеджмента качества потребовали многолетней работы всего коллектива предприятия. Ситуация осложнялась и высокими темпами развития производства. Мы осознали, что малое предприятие, каким являлось НПП «Резонанс» в 2002 году, не в состоянии составить серьезную конкуренцию лидерам рынка сложного электрооборудования строительно-дорожных, землеройно-транспортных и тяговых машин. Это предопределило переход предприятия к масштабам среднего бизнеса, изменение организационно-функциональной структуры предприятия и принципов работы всех структурных подразделений.

Потребовалось создание и развитие таких подразделений, как отдел управления качеством и бюро эксплуатации. Существенно были усилены отделы главного конструктора, главного технолога, лаборатория испытаний и метрологическая служба. Повысились требования и к квалификации персонала. Процесс сбыта продукции был переориентирован с потребностей производства на потребности рынка. Повысилась заинтересованность в быстром реагировании на запросы потребителя. Введена процедура оценки поставщиков материалов и компонентов, влияющих на качество. C целью предотвращения поставки ресурсов, не соответствующих установленным требованиям предприятия, сформирован реестр поставщиков.

При внедрении системы качества в производство введены документированные процедуры, снижающие вероятность самого появления несоответствующей продукции. К таким процедурам относятся:

  • управление несоответствующей продукцией;
  • идентификация и прослеживаемость;
  • корректирующие и предупреждающие действия;
  • статистические методы анализа результативности процессов и записей по качеству;
  • мотивация персонала за качество.

Высшее руководство предприятия приняло на себя лидирующую роль во всех процессах повышения качества продукции. Эти обязательства, как и ориентация предприятия на потребителя, закреплены в политике в области качества и реализуются всем персоналом предприятия.

Сложностью разработки и внедрения объясняется и тот факт, что на сегодняшний день НПП «Резонанс» единственная компания разработчик и производитель микропроцессорных приборов безопасности грузоподъемных кранов, система менеджмента качества которой сертифицирована на соответствие ИСО 9001.

3. Что дало компании получение сертификата?

Сертификат — это всего лишь документ. Главная цель нашего предприятия — успешное использование на практике положительного опыта ведущих компаний мира. Результат приносит именно система, а не сертификат.

Во-первых, произошло снижение уровня дефектности и непрерывное повышение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Во-вторых, постоянное улучшение всех процессов на предприятии приводит к снижению производственных и непроизводственные расходов, повышению культуры производства и ответственности персонала за выполняемую работу.

Внедряя и постоянно совершенствуя систему менеджмента качества мы достигаем главного — повышения удовлетворенности потребителя нашей продукцией и сервисом. Это является мощной основой для достижения стратегических целей.

4. Стандарты серии ISO, как и процедура сертификации, одинаковы во всем мире. Почему тогда качество продукции у разных производителей разное, хотя все получили один и тот же сертификат?

Сертификат всего лишь подтверждает, что система менеджмента качества внедрена и функционирует в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001.

Требования стандарта ИСО 9001 это:

  • на 50% — процессный подход к созданию и функционированию системы;
  • на 25% — философия постоянного улучшения и совершенствования;
  • и только 25% — конкретные требования.

Таким образом, стандарты серии ИСО 9000 это в первую очередь новый подход к управлению качеством на предприятии. Это тот минимальный фундамент, на котором каждое предприятие строит свою систему качества. Можно ограничиться только формальным выполнением требований стандарта, а можно проникнуться философией качества, вовлечь весь персонал (а не только ОТК и отдел управления качеством) в систему постоянного улучшения и совершенствования и сфокусировать внимание каждого сотрудника на потребностях потребителя. Какой путь выберет организация, таким и будет качество продукции при одинаковых сертификатах.

5. Работа закончена. Система менеджмента качества внедрена и сертифицирована. Что дальше?

Мы не останавливаемся на достигнутом, т.к. изначальная наша цель состояла не в получении сертификата, а в повышении качества выпускаемой продукции.

Развитие системы менеджмента качества на ближайшие 2 года предусматривает:

  • снижение вариабельности качества выпускаемой продукции;
  • повышение качества продукции до уровня 500 ppm;
  • выполнение требований и сертификация на соответствие стандарту ISO/TS 16949:2002 «Особые требования по применению стандарта ISO 9001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части».

1 марта 2007 г.