Электрооборудование НПП «Резонанс»: под знаком лидерства

Аналитический журнал «Стройэксперт», март 2006

Технический уровень строительно-дорожных машин в большой степени зависит от оснащения этих машин современным электрооборудованием. Его реализация с учетом последних достижений микроэлектроники позволяет не только существенно улучшить характеристики традиционного электрооборудования, но и создать новые системы, позволяющие поднять на качественно новый уровень безопасность и эффективность работы этих машин.

Именно в этом направлении с 1990 г. работает НПП «Резонанс», предлагая современное электрооборудование для строительно-дорожной техники как находящейся в эксплуатации, так для комплектования серийно-выпускаемых машин. Гамма выпускаемого электрооборудования включает в себя датчики, цифровые указатели, джойстики управления электрогидравлическими распределителями и гидромеханическими коробками передач, преобразователи и системы безопасности различных машин.

Развитие микроэлектроники привело к тому, что стоимость современных микроконтроллеров меньше стоимости штепсельных разъемов, а реализованные на них устройства проще, надежнее и дешевле устройств, выполненных на транзисторах или обычных микросхемах. По этим причинам практически все выпускаемые изделия реализованы интеллектуальными на основе современных импортных микроконтроллерах, а для связи между ними используется единый однопроводный мультиплексный канал обмена данными. 

Такая технология позволила, например, реализовать счетчик моточасов УК34, который является аналогом счетчика времени наработки СВН-2 и без увеличения стоимости дополнительно реализует функцию измерения напряжения в бортовой сети. Микропроцессорный датчик уровня топлива ДТ7, использующий емкостный принцип измерения уровня, позволяет исключить ненадежные поплавковые измерители при сохранении стандартного указателя и серийной панели приборов.

Такой же подход применен и для построения различных систем управления, контроля и безопасности, которые уверенно развиваются в направлении реализации распределенных сетевых систем электрооборудования. Разработанная НПП «Резонанс» общая платформа для построения таких систем представляет собой удобный и гибкий «конструктор», состоящий из унифицированных датчиков с цифровым интерфейсом, элементов отображения и органов управления, позволяющий собирать практически любые системы контроля и управления.

Компоновкой набора датчиков усилия, угла наклона стрелы и блока индикации в единую систему реализуется, например, прибор безопасности крана-трубоукладчика АЗК110, серийно выпускающийся более пяти лет и успешно работающий в реальных условиях эксплуатации на кранах-трубоукладчиках Челябинского тракторного завода, Березовского ремонтно-механического завода, Глазовского завода Химмаш и Стерлитамакского завода строительных машин. Этот прибор, соответствующий всем требованиям Правил ПБ 10-157-97, обеспечивает защиту трубоукладчика от перегрузок и опрокидывания, отображение информации о фактической массе поднимаемого груза и предельной грузоподъемности, степени загрузки трубоукладчика и величине вылета, угле наклона стрелы и высоте подъема её оголовка, углах продольного и поперечного наклонов базового трактора, а также регистрацию параметров работы трубоукладчика в реальном режиме времени.

Путем дополнительного включения в состав этой системы датчиков длины стрелы, азимута, приближения к линии электропередач (ЛЭП) и заменой датчика усилия на датчики давления, создан прибор безопасности ОГМ240 для стрелового гидравлического крана с телескопируемой стрелой. Такой прибор, отвечающий всем требованиям Ростехнадзора, обеспечивает защиту грузоподъемных кранов от перегрузки и опрокидывания при подъеме груза, от повреждения крана при работе в стесненных условиях (координатная защита) и от опасного приближения к ЛЭП, а также регистрацию параметров работы крана (регистратор параметров).

В настоящее время выпускаются модификации прибора ОГМ240, предназначенные для установки на автомобильные, пневмоколесные, железнодорожные и гусеничные краны. Сервисные центры НПП «Резонанс» активно оборудуют этим прибором краны, находящие в эксплуатации.

ОГМ240 является первым российским комплексным прибором безопасности с прибором считывания данных регистратора параметров в виде Flash-карты. Такая модификация прибора прошла типовые испытания на автомобильном кране КС-55722-1 ОАО «Юргинский машиностроительный завод» (г. Юрга Кемеровской обл.) и готовится к серийному производству.

Его перспективность подтверждается также тем, что на VI-й международной выставке «Строительная техника и технологии 2005», проходившей в Москве с 31-го мая по 4 июня 2005 г., французская компания SMIE представила опытный образец регистратора параметров для башенного крана типа DLZ-331, в котором в качестве прибора считывания также используется стандартная Flash-карта SD.

Использованный подход позволяет реализовывать гибкие, развиваемые и наращиваемые системы. Легко добавляются новые датчики и блоки для реализации дополнительных функций контроля, защиты и управления машиной и интеграции с другими системами. Например, включение в систему джойстиков электрогидравлического управления АУРСП23 позволяет реализовать единый комплекс «система безопасности — система управления краном». Такой комплекс успешно прошел испытания в составе гусеничного крана ДЭК-361 Челябинского механического завода.

Интеграция системы управления крана и прибора безопасности позволяет существенно улучшить эксплуатационные характеристики всей грузоподъемной машины, в том числе возможно увеличение её грузоподъемности путем снижения динамических нагрузок. Реализуется снижение скоростей рабочего оборудования перед срабатыванием координатной защиты или защиты от перегрузки по грузовому моменту. Это исключает внезапную остановку движущихся частей крана, динамические нагрузки на кран и неконтролируемое перемещение поднимаемого груза.

Возможно добавление в систему аппарата управления АУГМП20, позволяющего выполнять автоматизированное дистанционное управление гидромеханической коробкой передач. АУГМП20 обеспечивает преобразование механического перемещения рукоятки джойстика в электрические сигналы управления электромагнитами коробки передач, а также формирование сигналов индикации включенной передачи.

Дальнейшее развитие системы с единым мультиплексным каналом обмена позволило за короткие сроки создать прибор безопасности пожарных автолестниц ПБЛ240, обеспечивающий автоматическую блокировку механизмов лестницы при достижении границ поля безопасности, защиту лестницы от повреждения при максимальном её выдвижении, предельной деформации и от столкновения с препятствиями (защита от лобового удара). Для упрощения укладки лестницы в транспортное положение дополнительно реализовано информирование оператора о совпадении продольной оси лестницы с осью базового шасси. Обеспечена защита от столкновения лестницы с элементами её крепления в транспортном положении.

Отдельные подсистемы ПБЛ240, в том числе блок управления горизонтированием БУГ45, реализующий автоматическое выравнивание ступеней лестницы, и транспортное переговорное устройство ПУ5 для голосовой полудуплексной связи оператора с вершиной лестницы, могут применяться не только на автолестницах, но и на других машинах как самостоятельные изделия. В частности, блок управления горизонтированием используется в механизмах выравнивания люльки гидравлических подъемников.

Безопасную работу машин, осуществляющих бурение скважин при инженерно-геологических изысканиях, сооружении свай и шпунтов в строительстве, обеспечивает прибор безопасности бурильно-крановых машин ОГМ25.5. Прибор измеряет и отображает на многофункциональном дисплее блока индикации продольный и поперечный углы наклона мачты бурильной установки относительно гравитационной вертикали, глубину опускания бура и угол поворота платформы бурильной установки. Встроенный регистратор параметров осуществляет оперативную запись и хранение рабочих параметров бурильной машины. Приборы ОГМ25.5 успешно эксплуатируются в составе бурильно-крановых БКМ-1514 и бурильных шнековых МБШ-818 машин завода «Стройдормаш» (г. Алапаевск Свердловской обл.).

По аналогичной схеме построен и блок управления компрессором БУК326, обеспечивает измерение и отображение на цифровом индикаторе текущего давления в рабочей магистрали и температуры винтового блока компрессора. Блок осуществляет ступенчатый запуск двигателя компрессора (разгон по схеме «звезда» с последующим переключением на схему «треугольник»), автоматическое поддержание давления в заданных пределах методом переключения компрессора в холостой или рабочий режимы работы, отключение компрессора при аварийных значениях давления и температуры, а также слив конденсата через заданные промежутки времени.

БУК326 осуществляет подсчет времени наработки компрессора и сообщает о необходимости проведения техобслуживания (замены фильтров и масла) через заданное время наработки. Предусмотрены функции автоостанова при длительной работе в холостом режиме (с автоматическим запуском при понижении давления) и автозапуска при восстановлении электропитания.

В ближайших планах предприятия — создание приборов безопасности для башенных, мостовых кранов и кранов-манипуляторов. Достигнутое соотношение цены и качества изделий привлекает новых заказчиков. За год создается две-три новые модели приборов. Такая тенденция дает уверенность в том, что продукция НПП «Резонанс» будет востребована на рынке электрооборудования для грузоподъемных и других строительно-дорожных машин.

Константин Коровин, заместитель генерального директора НПП «Резонанс»

март 2006

 1 
 2 
 7 
 8 
 9 
 10 
 11 
 12 
 13 
    Оглавление


Тел./факс: +7 (351) 731-30-00, 222-47-77
ул. Машиностро­ителей, д.10-Б, Челябинск, 454119, Российская Федерация