О соответствии ОГМ240 требованиям РД 10-399-01

О.С. Ястребкова, начальник юридического отдела НПП «Резонанс»

Информируем, что сообщение, размещенное на сайте ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», о несоответствии регистратора параметров прибора безопасности ОГМ240 требованиям РД 10-399-01, содержит сведения не соответствующие действительности.

>

В НТЦ «Строймашавтоматизация», как в головную организацию по краностроению в области приборов безопасности, поступают запросы по поводу информации «О РАЗРЕШЕНИИ НА ПРИМЕНЕНИЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОГМ240», размещенной 11.01.2006 на сайте ООО НПП «Резонанс». В порядке ответа на эти запросы по комментарию, сопровождающему «РАЗРЕШЕНИЕ…» в указанной информации сайта ООО НПП «Резонанс», отмечаем следующее:

а) представители НТЦ «Строймашавтоматизация» в типовых испытаниях модификаций прибора безопасности ОГМ240 (от ОГМ240-02 до ОГМ240-39) участия не принимали, а руководству и специалистам НТЦ «Строймашавтоматизация» неизвестно, по каким программам и методикам эти испытания были проведены. Поэтому от комментариев по полноте и качеству указанных испытаний мы воздерживаемся;

Типовые испытания различных модификаций ОГМ240 проводились без участия ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» ввиду ее неоднократных отказов от участия в этих испытаниях под различными предлогами (письма от 24.01.2005г. № НТЦ-35, от 26.08.2005г. № НТЦ-526 и т.д.). Испытания проводились по программе и методике типовых испытаний, согласованной как с Ростехнадзором, так и с ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» (письмо от 04.03.2005г. № НТЦ-138). Поэтому утверждение ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» о том, что ей неизвестно, по каким программам и методикам были проведены эти испытания, не соответствует действительности.

Кроме того, необходимость и обязательность какого-либо участия ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» в таких испытаниях вызывают сомнение.

из ГОСТ 16504-81

Испытания — экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделипровании объекта и (или) воздействий.
Примечание: Определение включает оценивание и (или) контроль.

Типовые испытания — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию, рецептуру или технологический процесс.

из ГОСТ 15.309-98

Необходимость внесения изменений в продукцию и проведения типовых испытаний определяют разработчик и изготовитель продукции совместным решением с учетом действия и защиты авторского права и права собственности на продукцию (п.А.2, приложение А).

Иными словами, при внесении изменений в конструкцию разработчик и изготовитель продукции принимают решение о необходимости проведения типовых испытаний и определяют состав комиссии. Для проверки в ходе испытаний соблюдения обязательных требований промышленной безопасности предусмотрен обязательный государственный контроль.

Для объективности государственного контроля, предотвращения коррупции и махинаций, государство законодательно определяет: какой государственной службой выполняется контроль, откуда финансируется и определяет ответственность лиц, участвующих в таком контроле.

Кем выполняется

Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании», функции контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности законодательно возложены исключительно на Ростехнадзор.

Частичная или полная передача функций государственного контроля любой частной коммерческой организации (к числу которых относится и ООО НТЦ «Строймашавтоматизация») запрещена п.3 статьи 7 федерального закона № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Для примера

При отсутствии таких законодательных положений, Министерство по налогам и сборам, осуществляющее государственный контроль за соблюдением налогового законодательства, могло бы передать свои функции проверки правильности уплаты налогов какой-нибудь частной фирме, например, ООО «Аудит и партнеры». Результат нетрудно представить.

Откуда финансируется

Финансирование затрат на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности допускается только из государственного бюджета (статья 3 федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

При этом взимание платы за выполнение операций по такому контролю (надзору) с контролируемых предприятий запрещено статьей 3 федерального закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Именно поэтому все государственные проверки (в том числе обследование предприятий Ростехнадзором) являются бесплатными. Равным образом, бесплатными являются и проверки налоговыми инспекциями, пожарными службами, санэпидемнадзором и т.д.

Для примера

  1. Предположим, например, что у Ваших конкурентов была бы возможность финансировать налоговые проверки Вашего предприятия.
    Как думаете, воспользовались бы они такой ситуацией?
  2. Если бы министерство по налогам и сборам, передало какому-либо частному предприятию функции проверки уплаты вами налогов, а оно, в свою очередь, контролируя вас, требовало бы оплаты своих услуг.
    Как думаете, зависели ли бы результаты такой проверки от размера вашей оплаты?

Ответственность при проведении государственного контроля

Известно, что органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и cлужебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 12 федерального закона № 134-ФЗ, статья 35 федерального закона № 184-ФЗ).

В противоположность этому, никакая частная организация, в случае ее участия в испытаниях, не несет никакой законодательно установленной ответственности за необъективную или предвзятую оценку прибора безопасности.

Любой контроль так или иначе связан с доступом к информации, составляющей коммерческую тайну. К этой информации относится научно-техническая, технологическая, производственная и иная информация, имеющая коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам (статья 3 федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Органы государственной власти и иные государственные органы, а также их должностные лица, получившие при выполнении ими должностных (служебных) обязанностей доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать эту информацию другим лицам, не вправе использовать ее в корыстных или иных личных целях, а также несут гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование такой информации (статьи 13 и 14  федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Статья 34 федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» также предусматривает обязанность органов государственного контроля (надзора) соблюдать коммерческую тайну, а п.1 статьи 35 этого закона предусматривает соответствующую ответственность этих органов и их должностных лиц.

Кроме того, согласно статьи 8 федерального закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю. Статья 12 этого закона предусматривает ответственность за соответствующие противоправные действия.

В противоположность этому, ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», как частная организация, не несет никакой законодательно установленной ответственности ни за соблюдение конфиденциальности информации, полученной ею в процессе проведения испытаний приборов безопасности или экспертизы документации, ни за соответствие результатов своих проверок требованиям законодательства.

ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» вправе передавать любую научно-техническую, технологическую и иную информацию любым лицам, в том числе конкурирующим предприятиям, а также вправе использовать ее в своих коммерческих целях. Учитывая сложившиеся взаимоотношения ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» с ООО НПП «ЭГО», предприятиям-разрабочикам приборов безопасности, которые предоставляют ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» научно-техническую и технологическую информацию, можно только посочувствовать.

Учитывая федеральное законодательство РФ, удивительным выглядит письмо Ростехнадзора от 02.06.2004г. № 12-01/514 о необходимости проведения испытаний приборов безопасности только с участием ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», размещенное, в частности, на официальном сайте Управления Нижне-Волжского округа Ростехнадзора. Это письмо адресовано лишь «Территориальным органам Госгортехнадзора России».

На сайте ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» размещено другое письмо Ростехнадзора об участии ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» в испытаниях, имеющее иные выходные данные — № 12-01/444 от 13.05.2004г., и адресованное «Руководителям организаций (по списку)».

Эти письма не адресованы НПП «Резонанс» и, вероятнее всего, другим предприятиям-изготовителям приборов безопасности.

Оставим комментарии того, что частной организации численностью около 10 чел. предоставлено исключительное право участия в приемочных и типовых испытаниях всех приборов безопасности на всех грузоподъемных кранах на всей территории России — от Калининграда до Владивостока.

>

б) встроенный регистратор параметров ОГМ240 не в полной мере соответствует РД 10-399-01 (п.3.9), что следует из рассмотрения «Инструкции по считыванию и оформлению информации РП» РИВП.453618.004 И1, утвержденной 20.01.2005г. генеральным директором ООО НПП «Резонанс» Коровиным В.А., где на л.7 указывается, что «. считывание информации из блока индикации РП производится в лабораторных условиях непосредственно на IBM-совместимый персональный компъютер». Из изложенного очевидно, что перенос информации из встроенного регистратора прибора ОГМ240 производится не с помощью прибора считывания, а путем демонтажа блока индикации с крана, если нет возможности использовать для считывания информации портативный компъютер…

Рассмотрим внимательно, что в действующих нормативных документах понимается под регистратором параметров и прибором считывания:

из РД 10-399-01

Регистратор параметров работы крана (РП) — прибор безопасности, осуществляющий регистрацию, первичную обработку, накопление и хранение оперативной (обновляемой) и долговременной (длительного хранения) информации о параметрах работы крана в течение установленного срока (Приложение 1, «Термины и определения»).

Прибор считывания РП — портативный или стационарный прибор, предназначенный для вывода (считывания) информации, хранящейся в РП (Приложение 1, «Термины и определения»).

Иными словами, прибор считывания не является составной частью РП и его любое конструктивное исполнение не влияет на «соответствие» или «несоответствие» РП требованиям РД 10-399-01. Кроме того, применение в качестве прибора считывания РП как портативного компьютера (ноутбука), так и стационарно установленной ЭВМ, не противоречит требованиям РД 10-399-01 в части исполнения прибора считывания.

Использование стационарно установленной ЭВМ (считывание информации РП в лабораторных условиях), в общем случае не требует демонтажа блока индикации ОГМ240 с крана и в «Инструкции по считыванию и оформлению информации РП» РИВП.453618.004 И1 нет указаний на такой демонтаж. Блок индикации ОГМ240 содержит отдельный разъем для подключения адаптера считывания, а сам адаптер при помощи соединительного кабеля соответствующей длины, может быть подключен к последовательному порту достаточно удаленной ЭВМ.

Термин «лабораторный» нельзя использовать как аналог последовательности действий «демонтировал — перенес к ЭВМ — считал РП — поставил обратно». Согласно общепринятому определению, термин лабораторный означает лишь то, что считывание производится в искусственно созданных и контролируемых условиях, а не в процессе работы грузоподъемного механизма. В этом случае, подключение любого дополнительного устройства к любому прибору безопасности (в том числе и прибора считывания СТИ-1 к ОНК-140) это создание таких искусственных (лабораторных) условий. Исскуственными они называются потому, что в процессе считывания РП прибор безопасности занят передачей данных в прибор считывания, а не контролем за работой грузоподъемного механизма.

На заметку

Соответствие встроенного регистратора параметров прибора ОГМ240 требованиям РД 10-399-01 подтверждено как приемочными, так и многочисленными типовыми испытаниями этого прибора. Причем приемочные испытания были проведены с участием ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» и акт этих испытаний, подтверждающий соответствие ОГМ240 всем требованиям ПБ 10-382-00 и РД 10-399-01, содержит подписи всех членов комиссии, в том числе и генерального директора Сушинского В.А.

Известно, что прибор безопасности ОНК-140 не соответствует требованиям п.3.5 и п.3.9 РД 10-399-01, поскольку не содержит часов реального времени, а для подключения прибора считывания к блоку обработки данных ОНК-140 требуется его вскрытие. Однако ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» не акцентирует внимание потребителей приборов безопасности на этих несоответствиях, не публикует информацию от этом на своем сайте, считает возможным продолжение серийного производства ОНК-140 и т.п.

При оценке различных приборов безопасности ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», по нашему мнению, руководствуется политической и коньюктурной ситуацией. Поэтому практика применения двойных стандартов и различной оценки одного и того же технического решения в разные периоды времени уже не вызывает удивления.

Следует признать, что применение в качестве прибора считывания ноутбука или стационарной ЭВМ не всегда удобно для потребителей. Поэтому НПП «Резонанс» в настоящее время переходит к выпуску приборов ОГМ240, в которых считывание информации регистратора параметров осуществляется с помощью стандартной SD Flash-карты. Одновременно, для упрощения считывания информации с приборов, уже находящихся в эксплуатации, планируется модернизация выпускающегося адаптера считывания — введение в его состав энергонезависимой памяти. В последнем случае для считывания данных регистратора параметров будет достаточно поочередного подключения адаптера считывания к блоку индикации ОГМ240 и к ЭВМ.

>

…В указанной «Инструкции…» также не учтен ряд рекомендаций, касающихся порядка работы с регистраторами параметров и оформления информации, приведенных в нормативном документе РД СМА-001-03 (п.п.1.6, 3.3, 3.4, 4.3, 6.1–6.4), согласованном с Ростехнадзором и опубликованном в Сборнике документов «Промышленная безопасность при эксплуатации стреловых кранов», Серия 10, Выпуск 31, НТЦ «Промышленная безопасность», 2003.

«Рекомендации…» РД СМА-001-03 не являются нормативным документом, обязательным к применению, поскольку:

  • все документы, определяющие требования к какой-либо продукции и вышедшие в свет после вступления в силу федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», могут иметь только рекомендательный характер;
  • является внутренним документом частной коммерческой организации («РД СМА» — это РД СтройМашАвтоматизации);
  • само название этого документа («Рекомендации…») свидетельствует о необязательности реализации содержащихся в нем положений.

Кроме того, указанные ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» «несоответствия» регистратора параметров п.п.1.6, 3.3, 3.4, 4.3, 6.1–6.4 «Рекомендаций…» РД СМА-001-03 относятся не к конструкции регистратора, а лишь к эксплуатационной документации и к инструкции по считыванию и оформлению информации.

31 января 2006 г.

 
 
 1 
 2 
 7 
 8 
 9 
 10 
 11 
    Оглавление


Тел./факс: +7 (351) 731-30-00, 222-47-77
ул. Машиностро­ителей, д.10-Б, Челябинск, 454119, Российская Федерация