И снова про обучение и проверку знаний наладчиков

В.А. Коровин, докт. техн. наук, генеральный директор НПП «Резонанс»
9 декабря 2009 г.

После публикации статьи «Дополнительное обучение и повторная проверка знаний наладчиков приборов безопасности грузоподъёмных машин» в компанию Резонанс поступило большое количество откликов и запросов по существу затронутых в статье вопросов.

В статье указывалось, что права и обязанности по оформлению допуска наладчика к работе, с выдачей соответствующего удостоверения, действующим законодательством возложены на руководителя той организации, в которой работает наладчик. Учебные и иные сторонние организации не вправе оформлять или переоформлять этот допуск и выдавать такие удостоверения. В том числе не вправе проводить повторную проверку их знаний.

Напомним, что работник при заключении трудового договора, согласно статье 65 «Трудового кодекса РФ» (ТК РФ), обязан предъявить работодателю «документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки». В данном случае — по профилю профессии наладчика.

Далее, согласно статье 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников в своей организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В обязанности работодателя входит также обеспечение безопасных условий и охраны труда работника, включая «недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда» (статья 212 ТК РФ).

Из этого следует, что наладчик, в случае необходимости повышения квалификации, в том числе для освоения навыков работы с новой техникой, может повысить свою квалификацию любым удобным для него способом, в том числе путем самообучения или стажировки на своем рабочем месте с участием специалистов предприятия-изготовителя этой техники. Если обучение наладчиков проводится в учебных учреждениях, то оно должно осуществляться по профессии «наладчик строительных машин» согласно «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (ЕТКС). Программы таких курсов обучения согласованию с Ростехнадзором не подлежат.

Для «наладчиков строительных машин» 6 и 7-го квалификационных разрядов по ЕТКС, осуществляющих наладку приборов безопасности и считывание регистраторов параметров, обязательно наличие подтвержденного соответствующим дипломом среднего профессионального образования по этой, либо смежной профессии. Для наладчиков 5-го разряда наличие среднего образования не обязательно.

В итоге, при наличии у работника, как минимум, среднего профессионального образования и достаточного уровня квалификации, для оформления его допуска к работе и для выдачи удостоверения наладчика никакого дополнительного обучения не требуется. В обращении в какие-либо учебные центры или иные организации за получением платных услуг нет необходимости. Тем более не нужна периодическая плата за «повторную проверку знаний» (переаттестацию). Все эти вопросы вправе и, более того, обязан решать руководитель той организации, в которой работает наладчик.

В отношении наладчиков понятия «предаттестационная подготовка» и «аттестация» рассматриваются только в плане исполнения норм трудового законодательства и не имеют отношения к требованиям нормативных документов по промышленной безопасности.

Работодатель вправе, например, расторгнуть трудовой договор с работником, в случае «несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» (пункт 3 статьи 81 ТК РФ), либо по результатам этой аттестации присвоить наладчику иной квалификационный разряд по ЕТКС.

Ранее, согласно пункта 9.4.16 Правил ПБ 10-382–00, подготовка наладчиков приборов безопасности проводилась и, в отдельных случаях, продолжает проводиться в образовательных учреждениях по программам, согласованным с Ростехнадзором.

Более того, образовательными учреждениями выдавались удостоверения о прохождении аттестации «за подписью председателя квалификационной комиссии и представителя органов Госгортехнадзора (Ростехнадзора)» (пункт 9.4.22 Правил ПБ 10-382–00).

Эти пункты Правил не подлежат применению. В частности, как указано Высшим Арбитражным судом РФ, Правила ПБ 10-382-00, как технический акт, «не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений».1

На незаконность включения таких норм в Правила ПБ 10-382–00 указывает и Генеральная Прокуратура РФ. В её сообщении также указывается на недопустимость наличия подписей должностных лиц Ростехнадзора и печатей органов Ростехнадзора на документах о прохождении курсов обучения, выдаваемых образовательными учреждениями.2

Приведенное в статье утверждение о том, что для получения допуска наладчиков к работе с приборами безопасности не нужно осуществлять никаких платежей, причем ни единовременных, ни периодических, выглядит несколько необычно. Тем не менее, это действительно так.

Среди поступивших отзывов, полностью подтверждающих справедливость выводов в этой статье, следует отметить позицию Министерства образования Правительства Московской области, выдавшего лицензию на образовательную деятельность «головному» учебному центру по приборам безопасности — НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» (НОУ ИЦ СМА).

Письмо Министерства образования МО

Позиция Министерства образования изложена, в частности, в его письме от 30.09.2009 №7460-09л/04. Не приводя всего текста этого объемного письма, отметим, что в нем прямо указано, что «НОУ ИЦ СМА не имеет права заниматься предаттестационной подготовкой и аттестацией специалистов».

В другом письме Министерства образования Правительства Московской области от 17.11.2009 №8998/09л/09 указано, что образовательное учреждение НОУ ИЦ СМА, на основании выданной лицензии серии А №322173 имеет право проводить обучение по профессии 14993 «наладчик строительных машин» с присвоением 5 и 6-го квалификационных результатов по завершении образования. Но не «наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин».

Причем НОУ ИЦ СМА не вправе проводить обучение наладчиков наивысшего, 7-го квалификационного разряда. Полномочия этого образовательного учреждения ограничены.

По вопросу выдачи удостоверений по профессии «наладчик приборов безопасности грузоподъемных машин» директору НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» Сушинскому В.А. Министерством образования направлено письмо о недопустимости выдачи документов об обучении по профессии, отсутствующей в лицензии и в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих».

При этом отметим, что удостоверение об окончании образовательного учреждения НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация», как указано в этом письме Министерства, является «документом об обучении». Но не допуском к работе. Допуск наладчика строительных машин к самостоятельной работе (после проверки уровня квалификации, инструктажа по технике безопасности, стажировки на рабочем месте и медицинского осмотра), как мы указывали, осуществляется приказом той организации, в которой он работает.

Письмо Ростехнадзора

Руководитель Ростехнадзора Кутьин Н.Г., как известно, занимает принципиальную позицию по вопросам профилактики коррупции и исключения «окологосударственного» бизнеса различных частных структур, претендующих на какие-либо особые отношения с Ростехнадзором.

С этой целью отсекаются все связи Ростехнадзора с негосударственными организациями, ориентированными на оказание любых видов платных услуг, в том числе с учебными учреждениями.

В этом плане, начальник Управления энергетического и строительного надзора своим письмом от 03.11.2009 № 09-28/4006 сообщил, что согласование программ обучения наладчиков строительных машин, охватывающих квалификационные требования к наладчикам приборов безопасности грузоподъемных машин, не входит в компетенцию Ростехнадзора.

Полагаем, что по мере реализации принятых Президентом и Правительством РФ решений по вопросам модернизации экономики России и борьбы с коррупцией, необоснованные и затратные административные барьеры для деятельности наладчиков и сервисных центров по приборам безопасности строительных машин, в том числе при оформлении допуска работников к самостоятельной работе, будут устранены.


1 Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 декабря 2008 года по делу № 12581/08 // Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. – 2009. – № 1 (40). – С. 66–68.
2 Генеральная прокуратура Российской Федерации выявила нарушения законодательства в деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору // Информационное сообщение на сайте Генеральной Прокуратуры РФ.– 07.05.2009.

9 декабря 2009 г.

 26 
 27 
 28 
 29 
 30 
 31 
 32 
 33 
 
    Оглавление