Документы, выдаваемые наладчикам строительных машин

В.А. Коровин,
доктор технических наук,
Председатель НП «Безопасность ПТО»

С советских времен документом, предоставляющим наладчику приборов безопасности строительных машин право осуществлять свою профессиональную деятельность, традиционно считалось его удостоверение. Единого порядка их выдачи не существовало. Удостоверения выдавались, преимущественно, образовательными учреждениями и, менее часто, аттестационными комиссиями предприятий-работодателей. Причём и те и другие удостоверения признавались органами Ростехнадзора, а вопросы обучения и допуска наладчиков к работе были переплетены самым причудливым образом.

Рисунок 1

 

Рисунок 1

В связи с проводимой реформой технического регулирования и вступлением в силу «Технического регламента о безопасности машин и оборудования», утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 №753, возникают вопросы — а нужны ли вообще наладчикам эти удостоверения и кто именно, все-таки, их должен выдавать?

Как известно, в настоящее время не существует нормативных актов Ростехнадзора, прошедших государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, которые регулировали бы порядок подготовки и допуска к работе рабочих по этой профессии. Правила ПБ 10-382–00 к ним не относятся. Они, как технический акт, согласно Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.12.2008 по делу №12581/08, «не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений». Аналогичным образом, «Типовая инструкция для наладчиков» РД 10-208–98, как указывает заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Р. Леви в своем письме от 12.02.2010 №03-13-47/1764, также «не является нормативным правовым актом и не подлежит обязательному исполнению».

Подготовка рабочих по профессии «Наладчик строительных машин», в соответствии с «Перечнем профессий профессиональной подготовки», утвержденном приказом Минобразования России от 29.10.2001 №4377, не подконтрольна Ростехнадзору. Эта профессия не входит также в «Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденный приказом Ростехнадзора от 29.12.2006 №1154. Дополнительно это подтверждено письмом начальника Управления энергетического и строительного надзора от 3.11.2009 №09-28/4006, в котором указывается, что согласование программ обучения наладчиков строительных машин не входит в компетенцию Ростехнадзора.

Соответственно, порядок подготовки и допуска наладчиков к работе с приборами безопасности существенно более либерален, чем рабочих основных профессий — стропальщиков, машинистов и т.д. Порядок допуска наладчиков не регулируется нормативными документами Ростехнадзора и регламентируется Трудовым Кодексом РФ, а их подготовка — законодательными актами Минобразования (Минобрнауки) РФ.

Первичную подготовку наладчиков строительных машин, включая подготовку к работе с приборами безопасности, не обязательно проходить в специализированных образовательных учреждениях. Согласно пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями), профессиональная подготовка может быть получена как в образовательных учреждениях, так и «в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией». Иными словами, профессиональная подготовка наладчика может осуществляться на том предприятии, где он работает. Если, например, на предприятии уже имеется квалифицированный наладчик, то он может в индивидуальном порядке провести профессиональную подготовку (стажировку) своего менее опытного коллеги. Без обращения в образовательное учреждение.

При рассмотрении вопроса о том, какой именно документ должен быть выдан наладчику после успешного окончания его профессиональной подготовки, следует учитывать, что «документом об образовании», согласно статье 27 Закона РФ «Об образовании», является документ, подтверждающий получение соответствующего уровня образования и (или) квалификации. Пункт 5 этой статьи содержит исчерпывающий перечень образовательных уровней (образовательных цензов), установленных в Российской Федерации: основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование — бакалавриат; и т.д. Программы профессиональной подготовки не предусматривают как изменения образовательного уровня (ценза) обучающихся, так и получения ими новой квалификации. Их результатом является изменение лишь уровня квалификации специалиста.

Поэтому образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций-работодателей, осуществляющее профессиональную подготовку, не вправе выдавать прошедшему обучение документ об образовании. Пункт 28 «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №610 (с изменениями) предусматривает выдачу свидетельств и удостоверений о повышении квалификации, а также дипломов о профессиональной переподготовке или о присвоении квалификации. Но он касается лишь государственных образовательных учреждений, а также прошедших аккредитацию негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации, которые выдают документы государственного образца. В то же время основная часть действующих в настоящее время образовательных учреждений, осуществляющих подготовку наладчиков, к ним не относятся. Они не вправе выдавать такие документы. Сказанное подтверждает письмо Рособрнадзора от 07.09.2010 №01-58-329/06-02, в котором указывается, что «лицам, прошедшим обучение по программе профессиональной подготовки, не выдается документ об образовании, им присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство о нём».

Рисунок 1

Следует отметить, что формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются Минобрнауки РФ. Эти документы выдаются на бланках строгой отчетности и к их учету, хранению, заполнению и выдаче предъявляются специальные требования. В частности, с 01.09.2010 вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 25.08.2009 №314 «Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании, уровне квалификации и технических требований к ним», которым установлены новые формы свидетельства об уровне квалификации и приложения к нему.

В отличие от этого, негосударственные образовательные учреждения, не имеющие государственной аккредитации, вправе самостоятельно определять форму свидетельств о присвоении уровня квалификации, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию.

Документы государственного образца, согласно пункта 4 статьи 27 Федерального закона «Об образовании», подтверждают право их обладателей продолжить образование и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения. В противоположность этому, документы (свидетельства), выдаваемые негосударственными образовательными учреждениями, не прошедшими государственную аккредитацию, такого права не дают и фактически лишь подтверждают факт пользования услугами такого образовательного учреждения и надлежащее исполнение сторонами договора об оказании платных образовательных услуг.

В пункте 26 «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20–2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37, указано, что «проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации». Причём «рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы». Соответственно, удостоверение рабочим основных профессий на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, выдается не образовательным учреждением, а той организацией, в которой работает данный работник.

В нашем случае, поскольку наладчики строительных машине не относятся к рабочим основных профессий, действие РД 03-20–2007 на них не распространяется. Для допуска наладчика к работе удостоверения не требуется. Достаточно приказа (распоряжения) работодателя, изданного на основании заключенного трудового договора (статьи 68 и 212 Трудового Кодекса РФ). При этом наличие или отсутствие свидетельства об уровне квалификации, выданного негосударственным образовательным учреждением, принципиального значения не имеет. Для работодателя важен реальный уровень квалификации работника, подтверждением которого являются результаты его проверки самим работодателем — собеседования, заключения аттестационной комиссии и т.д. И, конечно, при принятии решения о приёме специалиста на работу для работодателя, в большинстве случаев, более значимым является наличие у работника диплома государственного образца о среднем или высшем техническом образовании, а не свидетельства о повышении уровня квалификации, выданного негосударственным образовательным учреждением.

В отдельных случаях инспекторы Ростехнадзора и представители предприятий-владельцев кранов, «привыкшие» к наличию удостоверений у наладчиков, требуют их предъявления, хотя такие требования не имеют под собой правовых оснований. В этих случаях организациям-работодателям можно не вступать с ними в споры, а самостоятельно выдать удостоверения своим наладчикам на основании решений собственных аттестационных комиссий.

Следует также учитывать, что многие изготовители технических устройств, будь то автомобили, грузоподъёмные краны или приборы безопасности, ограничивают доступ неквалифицированного персонала к работам со своей продукцией. Изготовитель заинтересован в её безупречной работе, а в гарантийный период ещё и несет за это ответственность. Поэтому многие предприятия, включая компанию «Резонанс», проводят аудит сервисных центров и оценку квалификации их специалистов, чтение курса лекций, стажировку и т. п. По их итогам предприятия-изготовители выдают собственные документы – сертификаты сервисных центров, свидетельства о надлежащей квалификации наладчиков и т.п.

Выдача таких документов связана с хозяйственной деятельностью предприятий. Она регулируется нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации и не имеет отношения ни  трудовому законодательству, ни к законодательству в сфере промышленной безопасности. Такие документы лишь предоставляют право сервисным центрам и их специалистам осуществлять наладку и ремонт определенной продукции. В данном случае  —  приборов и систем безопасности строительных машин.

14 декабря 2010 г.

 29 
 30 
 31 
 32 
 33 
 34 
 35 
 
 
    Оглавление

<

Тел./факс: +7 (351) 731-30-00, 222-47-77
ул. Машиностро­ителей, д.10-Б, Челябинск, 454119, Российская Федерация