Системное реформирование законодательства о промышленной безопасности

В.А. Коровин, докт. техн. наук, генеральный директор НПП «Резонанс»
18 ноября 2009 г.

В последние два десятилетия экономика России базировалась на «проедании» советского экономического и технологического потенциала. На эксплуатации ранее созданных, стареющих и не модернизируемых объектов инфраструктуры, на экспорте нефти, газа, металла и других минеральных ресурсов в их сыром виде.

На фоне общих и, безусловно, правильных разговоров о необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития, продолжается её пассивное скольжение по нисходящей траектории.

У нас в стране около пяти тысяч особо опасных объектов, катастрофы на которых чреваты огромными жертвами и разрушениями. Угрозы аварий предельно изношенных объектов инфраструктуры нарастают. Оправдываются худшие опасения ряда экспертов, предсказывающих полосу техногенных катастроф. Полагающих, что аварии объектов, подобных Саяно-Шушенской ГЭС, превратятся в систему. Последствия таких аварий соответствуют масштабам сверхдержавы, но возможности по их предотвращению и ликвидации находятся на уровне слаборазвитой страны.

Не менее значимым является и «проедание» профессионального и научного потенциала, сформированного в советский период. Проблемы, порождаемые стремительно ветшающими производственными объектами, дополняются кризисом моральных норм, трудовой этики и ответственности. Деградацией систем управления производственной сферой и контроля (надзора) за безопасностью в промышленности.

Традиционно использующийся подход к обеспечению промышленной безопасности, основанный, в основном, на проведении разовых проверок, выявлении нарушителей и их наказании, доказал свою неэффективность.

Контролеры нередко уделяют основное внимание не самым опасным объектам, а лифтам, грузоподъемным кранам и т.д., тяжесть аварий которых невелика и соизмерима с последствиями рядовых дорожно-транспортных происшествий. Надзорные органы выявляют, главным образом, не наиболее существенные нарушения требований безопасности, а те, которые легче всего выявить или за которые с предпринимателей можно больше получить.

Существующая система поддерживает коррупцию, поскольку предпринимателю проще заплатить контрольному органу или экспертной организации и не думать о вопросах безопасности. Тем более, что при огромном количестве обязательных требований, часто устаревших и противоречивых, их полное выполнение невозможно. Ежегодно на взятки чиновникам Ростехнадзора предприниматели тратят $2–3 млрд.1

Это предопределяет необходимость системного реформирования законодательства о промышленной безопасности.2

Анализ мирового опыта подтверждает, что федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» дал старт этому реформированию в правильном направлении. Необходимо ускоренное завершение начатой реформы.

Для решения проблемы промышленной безопасности необходимо сместить ответственность за произошедшие аварии на эксплуатанта, а систему экспертиз промышленной безопасности, через коррупционный рынок которой, по разным оценкам, ежегодно проходит около $1 млрд.3, сделать добровольной.

Ключ решения существующих системных проблем состоит в органичном «встраивании» безопасности в производственную деятельность каждого предприятия. Концепция снижения аварийности и травматизма должна использовать, в основном, рыночные механизмы и базироваться на процессном подходе, основы которого изложены в международных и российских стандартах ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001–2001) и OHSAS 18001:1999 (ГОСТ Р 12.0.006–2002).

Необходимо прогнозировать и далее предотвращать возникновение аварий и катастроф. Путем реализации непрерывных замкнутых циклов: мониторинг объекта, прогнозирование его аварий, разработка и реализация предупреждающих мер, анализ их результативности и далее по новому циклу.

В этом случае надзорному органу достаточно непосредственно или через саморегулируемые организации (СРО) осуществлять контроль (надзор) лишь надлежащей реализации и документирования этого процесса. Не вникая в технические детали.

Это повысит эффективность государственного контроля (надзора), снизит административное давление на бизнес, препятствующее переходу к инновационной экономике, и обеспечит непрерывное снижение уровня аварийности и травматизма за счет реализации самосовершенствующейся системы промышленной безопасности.

С целью содействия проводимой в настоящее время реформе законодательства о промышленной безопасности, компанией Резонанс, аккредитованной распоряжением Министерства юстиции РФ от 11.08.2009 №2777-р в качестве независимой экспертной организации, уполномоченной на проведение экспертизы на коррупциогенность, подготовлено экспертное заключение о наличии коррупциогенных факторов в Федеральном законе 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Это заключение направлено для рассмотрения в Государственную Думу ФС, Министерство юстиции, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и в Ростехнадзор. В нём предлагается провести эту реформу путем отмены Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с 1 июля 2010 года. С одновременным переходом к иным методам и способам формирования, правового закрепления и обеспечения исполнения обязательных требований к безопасности производственной деятельности, изложенным в Федеральном законе №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Такой переход согласуется с модернизационным сценарием развития российской экономики, обеспечивает реализацию системных мер по повышению уровня промышленной безопасности и снижению уровня коррупции в обществе.

Экспертное заключение о наличии коррупциогенных факторов в Федеральном законе №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
PDF, 460 КБ


1 По оценке Руководителя Ростехнадзора Кутьина Н.Г. («Русский Форбс», 29.05.2009).
2 Природа надзора. Интервью с министром природных ресурсов и экологии РФ Трутневым Ю.П. («Российская газета». – №5021 (197) от 16.10.2009).
3 Кому не СРОчно. Интервью с Руководителем Ростехнадзора Кутьиным Н.Г. («Российская Бизнес-газета». – №703 от 26.05.2009).

 25 
 26 
 27 
 28 
 29 
 30 
 31 
 32 
 33 
    Оглавление


Тел./факс: +7 (351) 731-30-00, 222-47-77
ул. Нахимова, д. № 19п, г. Челябинск, Российская Федерация, 454119

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов.